?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Кукуевская катастрофа 1882 года. Новые подробности.
amchensk
Много раз был в Скуратово и не знал, что часовня (на заднем плане) построена в память о погибших в кукуевской катастрофе – аварии на Московско-Курской железной дороге 30 июня 1882 года.



Недавно в Сети появилась отличная статья ссылка о катастрофах на железнодорожном транспорте в XX веке, в которой упоминается и эта знаменитая авария, произошедшая между станциями Чернь и Бастыево Чернского уезда Тульской губернии.

Немного расширим эту тему, о которой писали наши краеведы.

Итак, в ночь с 29 на 30 июня 1882 года московский поезд №3 миновал станцию Чернь и подъехал к переезду через овраг недалеко от деревни Кукуевка.


Трехверстовка Шуберта была создана еще в 1840-1860г.г. до постройки железной дороги, но на ней обозначены населенные пункты, связанные с трагедией.

Это было одно из самых опасных мест для машинистов – дорога проходила по высокой крутой насыпи, окружённой болотистой трясиной. В результате беспрерывных дождей пропускная труба под насыпью диаметром в полтора аршина (1 аршин = 71,12 см) оказалась не в состоянии пропустить поток воды. Насыпь, основательно пропитавшись влагой, стала оседать, положение усугубил небывалый ливень. Незадолго до этого, в 2 часа 32 минуты ночи в сторону Москвы проследовал Курский поезд № 4 и чудом миновал опасное место. Но под последним вагоном одна из секций полотна осела, выдрав костыли и разорвав на стыках целостность рельсов. Около Черни составы (3 и 4 поезда) разминулись, и Московский экспресс (№3) на приличной скорости устремился вперёд, к Кукуевке.

Паровоз на полном ходу врезался передом в рельсовый обруб, остановился, и, обрушенный напором четырнадцати вагонов, завалившись набок, с грохотом перевернулся, сдёргивая с полотна вагоны, переворачивающиеся с лязгом и скрежетом, на глазах сминаясь, теряя объёмную форму.



Катастрофа на Московско-Курской дороге на 296 версте в ночь на 30 июня. – Полчаса спустя. Фото из блога http://visualhistory.livejournal.com/1190035.html

В обрыв полетели сорванные двери, куски обшивки, искалеченные человеческие тела, из смятых вагонов ручьями полилась кровь. Кондукторы последних четырех вагонов не растерялись и стали тормозить, чем спасли десятки жизней. Эти вагоны оторвались и остановились буквально в 6 метрах от страшной воронки. Семь же вагонов почти мгновенно «погрузились в разверзшуюся пропасть один на другой, давя и разбивая друг друга».
Погибли 42 пассажира, 35 человек получили ранения.

Деревня Кукуевка Чернского района Тульской области (сейчас) находится недалеко от платформы 317 км. Насколько я понимаю, произошла авария примерно здесь:



Ирония судьбы – река, которую размывает в овраге дождями, – Зароща, приток Зуши, берущий начало в Тульской области.

Современные фотографии оврага и насыпи:


фото с сайта

В XIX веке железные дороги во многих губерниях России только строились – поэтому, вероятно, какой-то процент катастроф можно было бы списать на неопытность и недостаток знаний. Однако, в случае с Кукуевкой дело было в другом - как потом выяснилось, в 1882 насыпь, и сама дорога в этом месте строились в «режиме экономии».

«… на строительстве дороги нажились подрядчики, занижая оплату рабочих, глав­ным образом мценских крестьян и горожан, поставляя гнилые шпалы, «экономя» на возведении насыпи. На этом погрели руки и лица, близкие к царскому двору. Все это требовалось скрыть, не допустить огласки. Како­ва же была досада правительственной комиссии, когда из вагона специально прибывшего к месту происшествия поезда вышел известный писатель Владимир Алексеевич Гиляровский: ему удалось спрятаться в вагоне и тайком прибыть под Бастыево.» (А. Макашов «В центре России»).

После этого пошла серия репортажей В.А. Гиляровского о катастрофе в газете «Московский листок», после чего она стала раскупаться нарасхват (об этом много написано).

«– С момента начала раскопок от рассвета до полуночи я не отходил от рабочих... Я пропах весь трупным запахом и более полугода потом страдал галлюцинацией обоняния и окончательно не мог есть мясо...»

Отзывы о катастрофе оставили несколько известных русских писателей XIX века

Часто встречаются эти слова И.С. Тургенева (в аварии погиб его племянник), усадьба которого находилась в нескольких верстах от места аварии (см. карту Шуберта вверху):


«Мне постоянно мерещатся эти несчастные, задохнувшиеся в тине… Николай Петрович Тургенев – мой двоюродный брат, у него имение в 40 верстах от Черни – и я знал его сына – видел его студентом в Москве. Прекрасный был малый, умный и честный, великан – головою был выше меня (рост Тургенева 192 см). Очень жаль и его, и его отца…»

Менее известен факт пребывания писателя В.М. Гаршина  (автора многих рассказов, в том числе и «Лягушки-путешественницы») в гостях у Тургенева в Спасском-Лутовинове. Рано утром 30 июня он  увидел на дворе усадьбы суету – по приказу управляющего дворовые запрягали лошадей: «У Кукуевки поезд разбился - едем на кручину» - пояснили ему. Гаршин с ними доехал до места трагедии.

Он наблюдал, как орудовали ломами и подъёмниками рабочие, разбирая груды металла, как санитары, вытаскивали из под обломков трупы. Все подходы были запружены толпами народа, тут же были прибывшие родственники погибших.
Вдруг Гаршин одной рукой закрыл глаза, будто отгородившись от кошмарного видения, а другой замахал в воздухе: «Нет, нет. Назад!» - бессвязно забормотал он. Тело забилось в конвульсиях. Оказавшийся рядом крестьянин позвал на помощь: "Барину плохо!"
Всеволоду Михайловичу дали бром, усадили в телегу и в сопровождении двух крестьян спешно отправили в Спасско-Лутовиновскую усадьбу. Нервный срыв длился несколько недель. Вскоре он написал рассказ «Сигнал», правда, с хорошим концом – путевой обходчик останавливает поезд перед развороченными рельсами и спасает сотни человеческих жизней. Кто знает – может быть, именно трагедия в Кукуевке привела к нервным припадкам Гаршина, который в конце концов покончил жизнь самоубийством.

В 2003 году на станции Скуратово в память о погибших в кукуевской катастрофе открыли часовню, которую я упоминал в начале поста.


фото отсюда

На табличке - точное указание даты и места катастрофы:


фото отсюда

Я не был в вокзальном музее Скуратово, говорят, там есть кое-какие экспонаты, связанные с трагедией.
Ответственность же за нее понесли почти в буквальном смысле «стрелочники» - по решению суда виновными признали несколько обходчиков. Они якобы незначительно уклонились от инструкции. Родственники погибших получили причитающуюся компенсацию.
«Кукуевская катастрофа», «Кукуевский овраг» и «Кукуевцы» (последнее об инженерах) – эти выражения, связанные с коррупцией, приведшей к крупной катастрофе на железнодорожном транспорте, благодаря Гиляровскому, вошли в обиход.

«Сколько кукуевских катастроф! Спешат, бегут, давят друг друга, кричат караул и изрыгают ругательства...
Поехали! И вдруг... паровоз на дыбы! Навстречу другой... прямо в лоб! Батюшки! да никак смерть!

М.Е. Салтыков-Щедрин. Пошехонские рассказы.
1883-1884.»

В связи с этим не могу не вспомнить случай из биографии другого известного в XIX веке русского писателя Н.Г. Гарина-Михайловского (автора «Детства Темы», «Гимназистов», «Студентов», «Инженеров»). Он, будучи инженером путей сообщения, вынужден был уйти в отставку, после того, как отказался пойти на сделку с подрядчиком и использовать в насыпи землю вместо щебенки. И произошло это - в том же - 1882 году, при строительстве бакинского участка Закавказской железной дороги.


Н.Г. Гарин-Михайловский (1852-1906).


Такие вот примеры коррупции в "России, которую мы потеряли".

[Уважаемые читатели блога! При использовании материалов этого блога (в том числе в социальных сетях) убедительная просьба указывать источник: «amchensk.livejournal.com (Александр К.)».]
=============================================================================================

Источники.
А. И. Макашов «В центре России».

Интернет
.
Железнодорожные аварии в Российской Империи (1838 — 1901)
Тула историческая / Тульские легенды
Кукуевская катастрофа (geocaching.su)





  • 1
За полчаса до катастрофы по этой дороге прошел еще один поезд. Кондуктор по прибытии в Чернь дожил, что "на насыпи что-то неблагополучно". Но телеграф из-за грозы не работал и предупредить машиниста почтового поезда не смогли:
Когда поезд на полном ходу вышел на насыпь, локомотив рвануло назад - его потянули за собой проваливающиеся в бездну вагоны.

-----

Кстати, в окрестностях Скуратово произошла и первая в истории российских железных дорог катастрофа с человеческими жертвами, получившая название Кукуевской >. О ней много писали отечественные газеты. Случилось это в ночь с 29 на 30 июня 1882 года. В результате сильных дождей была размыта железнодорожная насыпь через овраг. В промыв рухнули семь вагонов проходившего почтового поезда. Трагедия унесла жизни 43 пассажиров, 35 человек получили ранения. Под Скуратово погиб и племянник Ивана Сергеевича Тургенева, ехавшего в гости к дяде из Москвы. Отец российского репортажа Владимир Гиляровский первым из журналистов прибыл на место крушения. "В день катастрофы, а затем в самый момент ея, без перерыва шел страшный ливень, наполнивший не только овраг, но далеко покрывший водою и берега его, - передавал в родную газету "дядя Гиляй". - Можете себе сообразить, какой сильный был напор воды на насыпь, и в каком ничтожном количестве проходила она в полуторааршинную трубу!.. началось губительное разрушение насыпи". Из-за грозы между станциями Московско-Курской магистрали не работал телеграф. Поэтому никто не смог предупредить машиниста почтового поезда об опасности. Состав на полном ходу въехал на насыпь. И тут вагоны стали опускаться в провал один за другим. "Машинист потерялся, - писал Гиляровский в своем репортаже, - и вместо того, чтобы дать полный ход, он дал "контрпар". Семь вагонов "погрузились в разверзшуюся пропасть один на другой, давя и
разбивая друг друга. Падая в провал, вагоны раздвигали собою рыхлую землю, и когда они шли ниже и ниже, земля тотчас же покрывала их собою". Весть о катастрофе моментально разнеслась по городам и весям. Была создана государственная комиссия по расследованию причин катастрофы. Все обвиняли правление дороги, ко времени < Кукуевской > трагедии магистраль уже одиннадцать лет находилась в частной собственности. Владельцы экономили на всем. Впрочем, как водится в России, виновными были назначены простые железнодорожники за незначительные отклонения от инструкций.
Государство выплатило всем пострадавшим материальную компенсацию. Ее размер неизвестен, в документах говорится лишь, что расходы по устранению последствий крушения в сумме с компенсационными выплатами составили 605 тысяч рублей - огромные по тем временам деньги. Кстати, все погибшие люди были извлечены из провала, опознаны и похоронены за государственный счет.
Но и сейчас во время ремонтных работ железнодорожные строители нет-нет да и натыкаются на свидетельства < Кукуевской катастрофы: то найдут вагонный фонарь, то сломанную ось. Находки передаются в музей станции Скуратово. Сегодня в обязанности скуратовских железнодорожников входит лишь пропуск транзитных поездов. Ежедневно через станцию следует 45 пар пассажирских экспрессов, двенадцать пар грузовых составов и 8 электричек. Здесь используются современные технологии, обеспечивающие бесперебойное сообщение и безопасность движения.
********
Газета "Русский Курьер"





Н. В. ДАВЫДОВЪ.
изъ прошлаго

Изъ крупныхъ дЬлъ, за следствiемъ о которыхъ я лично
наблюдалъ, выделялось дело о «Кукуевской катастрофе».
Это было, случившееся въ ночь на30 1юня 1882 года, крушение
пассажирскаго поезда Московско-Курской железной дороги
около деревни Кукуевки, недалеко отъ станщи Бастыево.
Убито было бол'Ье сорока пассажировъ, а более или менее
тяжело раненыхъ было еще больше (около 90). Несколько
вагоновъ поезда, находясь на высокой насыпи, шедшей попе-
рекъ оврага, на полномъ ходу поезда свалились въ провалъ,
образовавшiйся въ насыпи, и были завалены сползшей на
нихъ землей и пескомъ. Произошло это на разсвете после



— 155 —

долго длившагося страшнаго ливня, образовавшаго въ овра-
гъ около насыпи большой прудъ. Мне пришлось пробыть на месте со следователемъ и,
преехавшимъ изъ Москвы, прокуроромъ Судебной Палаты
С. С. Гончаровымъ две недели въ ужасной обстановке.
Въ теченiе этихъ двухъ недель не выпало ни капли дождя,
даже не показалось ни одного облачка на небе, и жара стояла
тропическая, при чемъ спасенiя отъ нея не было никакого,
такъ какъ вблизи не было даже леса, куда можно было бы
укрыться отъ палящихъ лучей солнца, а железнодорожные
вагоны, въ которыхъ мы жили и работали, накалялись за
день какъ хорошо натонленныя печи, и въ нихъ и ночью не-
возможно было сносно заснуть, благодаря духоте. Къ тому
же ночью шли усиленныя работы по раскопке завала и всей
насыпи, сперва освешаемыя факелами и кострами, а потомъ
электричествомъ, и съ Места работъ далеко кругомъ раз-
носился шумъ, крики и пенiе «дубинушки»; рабочихъ была
на месте масса и, благодаря скученности ихъ, воздухъ около
лин1и жел-Ьзной дороги былъ очень испорченъ; да и съ места
раскопокъ неслось нестерпимое зловоше, вызванное гниенемъ
убитыхъ при катастрофе, перваго изъ которыхъ удалось
раскопать, кажется, лишь на шестой день, а последняго —
на десятый. Да и нервы достаточно разстраивались сценами
признанiя прибывшими на место родственниками своихъ
покойниковъ; съ однимъ изъ нихъ, молодая жена котораго
погибла при крушен1и, случился тутъ же острый припадокъ
сумасшествiя. Сильное, но тяжелое впечатлние производи-
ла служившаяся каждый вечеръ при наступавшей темноте
надъ обваломъ, где лежали еше не откопанный тела погиб-
шихъ, прхезжавшимъ изъ недалекаго Мценска собор-
нымъ священникомъ, при пенiи хора певчихъ, общая пани-
хида. Две недели, проведенный при усиленной работе въ
такой обстановке, не прошли мне даромъ; я довольно долго
потомъ хворалъ, да и теперь съ тяжелымъ чувствомъ вспо-
минаю объ этомъ, казавшемся тогда безкоинечно долгимъ,
времени.



— 156 —

Впоследствии въ Туле и Москве пришлось еще долго
трудиться надъ Кукуевскимъ Деломъ, выясняя причину
катастрофы и ея виновниковъ; нами было произведено шесть
длительпыхъ экспертизъ, былъ перерытъ архивъ Московско-
Курской железной дороги, составленiе мною обвинительнаго
акта длилось ровно месяцъ, но это интересное дело не стало
вполне гласнымъ. Такъ какъ обвиненiе, предъявленное къ
подлешавшимъ суду высшимъ и низшимъ железнодорож-
нымъ служащимъ, не влекло для виновныхъ наказашя, со-
единеннаго съ лишенiемъ правъ, то все дело было на точ-
номъ основанiи Всемилостивмшаго манифеста 1883 года
прекращено производствомъ и сдано въ архивъ Тульскаго
Окружнаго Суда, где и теперь находится.




причины катастрофы

Вины умышленной со стороны железнодорожныхъ аген-
товъ въ данномъ случае не было и не могло быть, но небреж-
ность была налицо, смягчаемая, однако, для некоторыхъ
изъ лицъ, привлеченныхъ къ делу, совершенно исключитель-
ными обстоятельствами.

Кукуевскiй оврагъ, черезъ который
шла высокая насыпь, былъ сухой, но весною и въ очень
сильные дожди по дну его протекалъ ручей, въ виду чего подъ
насыпью имелась чугунная водопроводная труба, сечениемъ
въ полтора аршина. Летомъ 1881 года было решено заменить
эту трубу новой, для чего въ насыпи была прорыта невысо-
кая галлерея (штольня), у креп ленная шпалами, и на место
старой положена новая труба того же диаметра, но более
длинная, чемъ прежняя, благодаря чему последнiя ея звенья
съ обеихъ сторонъ насыпи оказались наружи. Штольня оста-
лась въ насыпи, но она была засыпана возможно плотно
землей, а надъ оставшимися наружи концами трубы были
сделаны уже осенью контрфорсы, оставшиеся неодернован-
ными. Такимъ образомъ входъ въ штольню былъ защищенъ
невысокою насыпью изъ местнаго, довольно плывучаго
грунта, не сплотившагося еще къ лету следующаго года
съ главною массой насыпи. Это составляло, несомненно,
больное место Кукуевскаго переезда, требовавшее особаго
наблюденiя за нимъ.
— 157 —

Съ вечера и въ ночь на 30 iюня въ местности, где на-
ходится Кукуевскiй оврагъ, разразилась гроза, сопрово-
ждавшаяся страшным ливнемъ, настолько сильнымъ, что
подобнаго единовременнаго выпадешя влаги, какъ оказа-
лось по собраннымъ следствиемъ сведениямъ, не наблюда-
лось раньше на отметившихъ этотъ дождь метеорологиче-
скихъ станцiяхъ. Благодаря ливню по крутому оврагу понес-
лась стремительно масса воды, остановленная Кукуевскою
насыпью; вода шла такъ быстро и сильно, что стокъ ея по
трубе былъ далеко недостаточенъ, и вода въ овраге у насыпи
стала быстро подниматься, покрывъ защищавшiе отверстiе
штольни контрфорсы. Весьма вероятно, что труба къ тому
же отчасти засорилась сеномъ, снесеннымъ съ луговъ водою,
и разными обломками; надъ трубою образовался, какъ надо
думать, водоворотъ, и имъ контрфорсъ напорной стороны былъ
размытъ и вода устремилась въ штольню, земля въ которой,
не будучи плотной, такъ какъ она отъ тяжести насыпи за-
щишалась потолкомъ штольни, не могла ее задержать. Про-
бивъ себе новую дорогу, вода съ такою силою ринулась по
ней, что вынесла не только землю, но почти всю штольню
и даже тяжелыя звенья трубы, некоторые изъ которыхъ
были потомъ найдены на той стороне дамбы и почти за версту
отъ нея. Вода, благодаря длившемуся ливню, все прибывала
въ овраге, несмотря на проложенный ею широкiй путь, и
вместе съ темъ она и въ самой насыпи, размывая ее, подни-
малась все выше и такимъ образомъ образовала въ ней какъ
бы пещеру, надъ которой верхнiй слой насыпи находился
въ висячемъ положенiи и, наконецъ, размываемый и сверху
дождемъ, сталъ оседать. Въ этотъ именно моментъ поездъ
въезжалъ на насыпь, которая не выдержала его тяжести и
рухнула въ промытое потокомъ отверстiе, увлекая за собой
вагоны поезда и свои боковые откосы.

Паровозъ съ тендеромъ перелетели провалъ и свалились
на противоположной стороне его, зарывшись въ толщу
насыпи, багажный вагонъ свалился внизъ, следуюпцй ва-
гонъ отъ толчка разлетелся вдребезги, при чемъ все сидев-



— 158 —

шiе въ немъ пассажиры (это были солдаты) были съ страшной
силой выкинуты на левую сторону оврага, благодаря чему,
какъ бы чудомъ, уцелели, кроме одного, отделавшись уши-
бами; но следующхе вагоны, въ числе, кажется, четырехъ,
свалились въ провалъ, разбиваясь другъ о друга, а на-
сыпь продолжала съ боковъ ползти на нихъ. Пассажира
два успели выскочить или были выкинуты на правую сто-
рону насыпи въ потокъ и спаслись, а остальные погибли,
будучи, вероятно, убиты на месте при паденiи вагоновъ, ко-
торые все превратились въ осколки и смешались съ насыпью,
образовавъ долго не поддававшуюся разбору, какъ бы спла-
вившуюся, кучу земли, досокъ, железа, колесъ и всякихъ
обломковъ, между которыми лежали тееЛа погибшихъ; до-
браться до убитыхъ, не уродуя ихъ, было очень трудно.
Поездъ при крушешие разорвался отъ толчка и несколько
вагоновъ остановились на насыпи у самаго обвала; бывшiе
въ нихъ пассажиры отделались испугомъ.




Edited at 2015-06-27 08:28 (UTC)

Re: причины катастрофы


Я передалъ вкратце верную картину того, какъ и почему
случилась Кукуевская катастрофа, но для выясненiя и уста-
новленiя ея талантливому судебному следователю А.Н. Па-
реного (ныне товарищъ председателя Московскаго Окруж-
наго Суда) пришлось приложить очень много упорнаго
труда и стараний.
https://archive.org/stream/izproshlago00davy/izproshlago00davy_djvu.txt

Re: причины катастрофы

>> Но и сейчас во время ремонтных работ железнодорожные строители нет-нет да и натыкаются на свидетельства
>> Кукуевской катастрофы: то найдут вагонный фонарь, то сломанную ось.

неужели правда находят до сих пор?


>> то все дело было на точномъ основанiи Всемилостивмшаго манифеста 1883 года
>> прекращено производствомъ и сдано въ архивъ Тульскаго
>> Окружнаго Суда...

Да, видимо, кто-то из царского окружения был замешан.
Если бы взорвали революционеры, повесили бы без раздумий.


Спасибо за инфу.


Edited at 2015-06-28 19:55 (UTC)

Re: причины катастрофы

Журналисты же,могли и придумать про находки

Россия-с....

Re: причины катастрофы

Да, как и в случек с Верой Засулич. Ее мама была "близка" ко двору. К его верхам. Хотя до сих пор всюду пишут "родилась в обедневшей дворянской семье."

Re: причины катастрофы

Про Веру Засулич и ее мать не знал, везде биография именно такая, из "обедневших."

Re: причины катастрофы

Совершенно случайно выплыло в другом месте. Не помню точно, был текст, никак не касающийся темы, а в нем фото с подписью "Государь император с фрейлиной XXX (мать Веры Засулич) на крестинах NNN".

Уже не вспомню, где это было, но факт запомнился.

Re: причины катастрофы


Болдаков. Жизнь рек: Водопропускная труба Кукуевского оврага, выстроенная в 1883 году

http://wildportal.ru/0_images/553/34.png

Re: причины катастрофы

Источник неожиданный. Я давно заметил, что в старой СССР-вской литературе можно встретить какой-нибудь ништяк. Спасибо.

В литературе по истории железных дорог встречается упоминания " В 1868 году, когда через Тулу было открыто движение поездов, пассажиров на железной дороге было мало: построенная впопыхах, Московско-Курская дорога слыла в народе «костоломкой», из-за постоянных крушений поездов люди просто боялись ездить"

(Удалённый комментарий)
Станция Бастыево - прямо на пути из Мценска в Спасское по автодороге. Дачи там рядом есть, но Кукуевка подальше, в сторону Черни.

(Удалённый комментарий)
Зато в школе мне рассказывали про мцелу-пчелу, Леди Макбет с Ленина-10 и уничтоженные "катюши". Теперь счищаю всю эту лапшу.

  • 1